Возмещение коммунальных платежей

Содержание

Возмещение коммунальных расходов при безвозмездном пользовании недвижимостью

Возмещение коммунальных платежей

“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2016, N 7

На практике возникают ситуации, когда казенные учреждения передают в безвозмездное пользование другим учреждениям или организациям недвижимое имущество.

Отношения сторон тогда регулируются договором безвозмездного пользования имуществом, при исполнении которого на ссудополучателя, помимо всего прочего, возлагается обязанность по возмещению ссудодателю коммунальных расходов. Именно об этих расходах и пойдет речь в данной статье.

Договор о возмещении коммунальных услуг

Начнем с того, что казенные учреждения владеют, пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Передавать имущество в безвозмездное пользование другим учреждениям или организациям казенные учреждения вправе только с согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

При передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование между сторонами заключается соответствующий договор. При его составлении учитываются требования положений гл. 36 “Безвозмездное пользование” ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) передает имущество в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю). При этом ссудополучатель обязуется вернуть имущество в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Договор безвозмездного пользования имуществом является по сути сделкой аренды. Поэтому к такому договору применяются отдельные правила, установленные для арендных отношений (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Основное отличие договора ссуды от договора аренды – получатель имущества пользуется им бесплатно.

Также следует знать, что при передаче имущества в безвозмездное пользование на ссудополучателя возлагается обязанность поддерживать полученное имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также нести все расходы на его содержание (ст. 695 ГК РФ).

То есть коммунальные расходы по объекту, переданному в безвозмездное пользование, должен нести именно получатель недвижимого имущества.

И, соответственно, такое указание должно быть прописано в договоре безвозмездного пользования имуществом либо в отдельном договоре о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей.

Здесь следует обратить внимание на следующее. К коммунальным услугам относят услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и т.д. Такие услуги оказывают ресурсоснабжающие организации, а не ссудодатель.

Последний лишь является посредником между ссудополучателем и специализированными организациями – поставщиками соответствующих услуг.

Поэтому предмет договора возмещения коммунальных услуг должен быть сформулирован следующим образом: “Ссудодатель приобретает для ссудополучателя коммунальные услуги и ведет расчеты с ресурсоснабжающими организациями, а ссудополучатель возмещает ссудодателю понесенные расходы, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг”.

Методика расчета размера возмещения коммунальных расходов

Коммунальные расходы по объекту, переданному в безвозмездное пользование, определить в фиксированной сумме практически невозможно, так как они зависят от объема потребления и тарифов, которые изменяются. Поэтому большинство ссудодателей указывают в условиях договора не фиксированную сумму коммунальных расходов, а алгоритм ее расчета.

Как правило, доля коммунальных расходов ссудополучателя, подлежащая возмещению, определяется исходя из доли предоставленной в безвозмездное пользование площади в общей площади здания, принадлежащего ссудодателю. И размер пропорциональной доли ссудополучателя в затратах ссудодателя рассчитывается так:

Пд = Sп / (Sз – Sоп),

где Пд – пропорциональная доля ссудополучателя в затратах ссудодателя;

Sп – общая площадь объекта, предоставленного в безвозмездное пользование;

Sз – общая площадь здания;

Sоп – общая площадь помещений общего пользования в здании.

Размер возмещения за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых ссудополучателем коммунальных услуг, определяемого по показаниям счетчиков (приборов учета), а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (см., например, Постановление от 23.05.2006 N 306). Причем в последнем случае учреждение может применять следующую методику расчета размера возмещения коммунальных расходов .

Приведена в соответствии с Методикой расчета размера возмещения расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг в передаваемых в аренду или в безвозмездное пользование нежилых помещениях недвижимого имущества муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, утв. Решением 34-го заседания Красноперекопского районного совета 1-го созыва от 28.04.2016 N 215 (размещена на сайте www.krpero.rk.gov.ru, в разделе “Нормативно-правовая база”).

Расчет возмещения услуг холодного водоснабжения и водоотведения

Для расчета оплаты холодного водоснабжения и водоотведения помещений в месяц применяется формула:

Р. оплаты V куб. м пользования = V общее / N общее x Р. ед. V куб. м x N пользования,

где Р. оплаты V куб. м пользования – сумма оплаты объема потребленного холодного водоснабжения и водоотведения для помещений, переданных в безвозмездное пользование (руб.);

V общее – объем (количество) холодной воды, израсходованной в помещении за расчетный период в месяц (куб. м/мес.);

N общее – общее количество работников согласно штатному расписанию в помещении (человек);

Р. ед. V куб. м – стоимость 1 куб. м холодного водоснабжения (включает стоимость 1 куб. м водоотведения (канализации) по тарифам поставщика (с учетом НДС) (руб/м3);

N пользования – количество работников ссудополучателя согласно штатному расписанию (человек).

При этом расчетный объем воды на одного работника в месяц следует определять так:

V 1 чел. = V общее / N общее,

где V 1 чел. – расчетный объем воды на одного работника в месяц.

То есть расчетная месячная норма потребления услуг по водоснабжению и водоотведению на одного работника зависит от общего объема потребленных услуг, выставленных ссудодателю поставщиком.

Расчет возмещения услуг отопления

Стоимость услуг отопления рассчитывается пропорционально занимаемой площади, величина которой указана в договоре возмещения стоимости коммунальных услуг.

Общая занимаемая площадь частично включает площадь мест общего пользования в отапливаемых помещениях (коридоров, санузлов, лестничных маршей и т.д.).

Для расчета платы за отопление помещений в месяц применяется следующая формула:

Р. оплаты пользования = S пользования x Р. ед. м2,

где Р. оплаты пользования – сумма оплаты отопления для помещений, переданных в безвозмездное пользование (руб.);

S пользования – общая отапливаемая площадь обремененного помещения по договору (м2);

Р. ед. м2 – стоимость 1 м отопления по тарифам поставщика (с учетом НДС) (руб.).

Расчет возмещения услуг электроснабжения

Для определения размера возмещения услуг электроснабжения используются сведения, предоставленные ссудополучателем о количестве и паспортной мощности используемых им электроприборов. При отсутствии информации о паспортной мощности электроприборов расчет возмещения стоимости услуг электроснабжения производится по принятой условной мощности электроприборов:

  • компьютер – 0,350 кВт/ч;
  • принтер – 0,100 кВт/ч;
  • лампочка – 0,100 кВт/ч;
  • кондиционер, сплит-система – 1 кВт/ч;
  • электрочайник – 1 кВт/ч;
  • холодильник – 0,0625 кВт/ч (~ 30 кВт/мес.);
  • микроволновая печь – 1 кВт/ч.

В расчете используются данные по объектам, не оборудованным индивидуальными приборами учета.

Сумма возмещения расходов ссудополучателем за потребленную электроэнергию за месяц определяется по формуле:

Р руб. пользование = Р э.факт.м. / Р э.общ.м. x Р э.общ.м. пользование x Т,

где Р руб. пользование – сумма возмещения расходов ссудополучателем за потребленную электроэнергию за месяц (руб.);

Р э.факт.м. – фактическое количество потребленной за месяц электроэнергии всеми электроприемниками, работающими в помещении;

Р э.общ.м. – расчетное количество потребленной за месяц электроэнергии всеми электроприемниками в помещении (кВт/мес.);

Р э.общ.м. пользование – расчетное количество потребленной за месяц электроэнергии всеми электроприемниками в учреждении (организации, подразделении), которое занимает помещения в здании, объекты которого передаются в безвозмездное пользование (кВт/мес.);

Т – тариф поставщика с учетом НДС (руб. за кВт).

При этом:

  1. Р э.общ.м. = Р э.общ.с. x Кол-во рабочих дней в месяце,

где Р э.общ.с. – расчетное количество потребленной за сутки электроэнергии всеми электроприемниками в помещении, которое рассчитывается по следующей формуле:

.

  1. Р э.общ.м. пользование = Р э.общ.с. пользование x Кол-во рабочих дней в месяце,

где Р э.общ.с. пользование – расчетное количество потребленной за сутки электроэнергии всеми электроприемниками в учреждении (организации, подразделении), которое занимает помещения в здании, объекты которого передаются в безвозмездное пользование, определяется следующим образом (кВт/сут.):

,

где Р э.с. – потребляемая одним электроприбором мощность в сутки (кВт/сут.), которая определяется по формуле:

Р э.с. = Р эл. x 24 ч x К л.з.,

где Р э.л. – мощность электроприбора (кВт);

К л.з. – коэффициент спроса времени работы электроприбора в сутки (по усредненным годовым показателям).

Приведем перечень усредненных годовых коэффициентов спроса (времени работы электроприборов в сутки в календарном году) при графике работы по пятидневной рабочей неделе с восьмичасовым рабочим днем:

К л.з 1 – компьютер зима/лето (9 ч) = 0,27;

К л.з 2 – освещение зима/лето (8 ч x 6 мес. + 2 ч x 6 мес.) = 0,2;

К л.з 3 – принтер зима/лето (2,5 ч) = 0,075;

К л.з 4 – кондиционер, сплит-система лето (9 ч x 3 мес.) = 0,07;

К л.з 5 – электрочайник зима/лето (0,5 ч) = 0,015;

К л.з 6 – холодильник зима/лето (24 ч) = 1,0;

К л.з 7 – микроволновая печь зима/лето (0,5 ч) = 0,015.

Документальное оформление

Для компенсации затрат на коммунальные услуги ссудодатель должен выставить ссудополучателю счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Главное, чтобы в нем содержались обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, п. 7 Инструкции N 157н .

К счету можно приложить копии счетов коммунальных служб за оказанные ссудодателю услуги.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/106312-vozmeshhenie-kommunalnyx-rasxodov-bezvozmezdnom-polzovanii-nedvizhimostyu

Как оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество – НалогОбзор.Инфо

Возмещение коммунальных платежей

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам).

То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору).

А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Способы расчетов

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам.

В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см., например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг.

При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п.

 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты.

Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета).

Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг?

Да, может.

Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).

Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента».

Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).

Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545, 548 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)?

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями.

Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору.

Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так.

Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию).

Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии.

Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов.

Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим.

Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п.

 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.:

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_raschetov_s_kontragentami/raschety_po_dogovoru_arendy/kak_oformit_raschety_po_kommunalnym_platezham_za_arendovannoe_imushhestvo/89-1-0-2411

Возмещение расходов по коммунальным услугам

Возмещение коммунальных платежей

Возмещение расходов по коммунальным услугам – закрепленная на законодательном уровне возможность перенесения издержек по бремени с арендодателя в адрес арендатора, поскольку именно последний считается фактическим потребителем ресурсов.

Объем бремени

Коммунальные платежи – обязательные счета, выставляемые гражданам и ЮЛ ресурсоснабжающими организациями в соответствии с объемом потребления предложенных благ.

Законодательный регламент устанавливает обязанность по своевременному исполнению обязанности перед поставщиком ресурса.

В объем коммунального бремени включены платежи за:

  • Горячее/холодное водоснабжение;
  • Центральное отопление;
  • Газ;
  • Электроэнергию;
  • Водоотведение (канализационные стоки);
  • Услуги содержания общего имущества управляющей компанией, в том числе:
  1. Вывоз сухого мусора, ТБО;
  2. Текущий ремонт помещений общего пользования;
  3. Уборка придомовой территории;
  4. Благоустройство подъездов, придомовой площади;
  • Взносы на капитальный ремонт.

«Коммунальные» взаимоотношения арендодателя и нанимателя помещения

Обычаи делового оборота свидетельствуют о том, что в вопросе коммунального бремени арендодатель и арендатор руководствуются следующими принципами:

  • Заплатил только за то, что потребил;
  • Платежи фиксированного размера – обязанность собственника помещения;

На практике, отношения между контрагентами по договору аренды складываются так, что владелец площади часто соглашается с исполнением бремени по платежам, которые возникают вне зависимости от того, проживает ли кто-то в помещении или нет (отопление, услуги управляющей организации, капитальный ремонт). В то время, как на нанимателя ложится лишь обязанность по погашению счетов за фактически потребленный ресурс, условно говоря, в натуральном виде, а это:

  1. Электроэнергия;
  2. Вода (холодная/горячая);
  3. Газ;
  4. Водоотведение.

Однако Гражданский кодекс РФ закрепляет совсем иные положения. Согласно ст. 616 указанного нормативного акта, наниматель помещения, при заключении соглашения об аренде, принимает на себя обязательства по:

  • Обеспечению сохранности имущества;
  • Проведению текущего ремонта помещения;
  • Оплате расходов за содержание.

Вышеназванные пункты дают основания для вывода о возможности истребования с арендатора всех расходов, связанных с использованием предмета арендных отношений, в объем которых включены и коммунальные платежи.

Особенности оформления договора

При формировании условий договора стороны гражданского оборота имеют равные права, поэтому, в зависимости от консенсуса, указание на несение арендатором полного коммунального бремени может отражаться:

  • В тексте самого договора аренды (социального найма);
  • В дополнительном соглашении, выступающем неотъемлемой частью основного договора (вариант считается наиболее предпочтительным, поскольку позволит более детально осветить порядок исчисления и сроки внесения платежей).

Особенности:

  1. Договор аренды с условием о возложении на арендатора коммунального бремени по недвижимому объекту оформляется по следующим правилам:
  • Простая письменная форма (нотариальная – по желанию участников соглашения);
  • Обязательное отражение существенных условий (предмет, срок аренды и прочее);
  • По одному экземпляру для каждой стороны;
  1. Поскольку договор с ресурсоснабжающими организациями заключается на имя собственника помещения, то компетентный орган выставляет счета по текущим расходам на его имя и адрес. В случае, если адрес отсылки платежных уведомлений не совпадает с местом оказания услуг, владелец предмета аренды должен своевременно предоставить обязанному контрагенту (нанимателю помещения) соответствующие квитанции;
  2. Если в документе указаны фиксированные суммы по коммунальным услугам, то целесообразно включить в текст условие о периодической индексации выплат, которые проводятся самим поставщиком ресурсов;
  3. Расчет издержек по коммунальному содержанию жилья может устанавливаться одним из следующих способов:
  • На основании показаний индивидуальных приборов учета;
  • В виде фиксированной величины, исчисляемой в пропорциональном соотношении с площадью предмета аренды;
  • В смешанном виде (плавающие и фиксированные платежи);
  1. Порядок уплаты коммунального бремени может осуществляться по такому алгоритму, как:
  • Предоставление требуемых платежей непосредственному собственнику помещения для исполнения им обязанности перед ресурсоснабжающей организацией самостоятельно;
  • Внесение необходимой суммы в пользу поставщика благ самим арендатором и последующее ознакомление с чеками/квитанциями арендодателя.

Существенные условия договора

Чтобы договор аренды с компенсацией услуг по коммунальным счетам обрел юридическую силу, стороны правоотношений должны отразить в его содержании все существенные условия. К таковым относятся:

  1. Предмет аренды (описание индивидуальных признаков помещения);
  2. Стоимость аренды помещения;
  3. Цена коммунальных услуг;
  4. Алгоритм расчета коммунального бремени;
  5. Расчетный период;
  6. Действующие тарифы;
  7. Последняя дата внесения ежемесячного (реже ежеквартального) платежа;
  8. Порядок исполнения обязанности по компенсации потребленных ресурсов:
  • Лично на руки собственнику в натуральном виде;
  • Путем безналичного перевода на карту арендодателя;
  • Напрямую в адрес непосредственного поставщика услуг;
  1. Срок действия соглашения;

В качестве дополнительных уточняющих условий целесообразно отразить:

  • Права и обязанности контрагентов;
  • Порядок разрешения возможных спорных ситуаций;
  • Ситуации форс-мажор;
  • Исключительные условия, позволяющие расторгнуть договор в одностороннем порядке;
  • Платежные реквизиты сторон.

Налогообложение

Извлечение прибыли от сдачи недвижимости в аренду становится основанием для уплаты налога в казну государства.

Доходы, вытекающие из арендных отношений, в объем которых включено условие об удовлетворении нанимателем коммунального бремени, облагаются налогом с некоторыми особенностями, в частности:

  1. Налоговая база по сбору – цены, указанные в договоре аренды или приложении к нему;
  2. Арендодателю не придется уплачивать НДС;
  3. Если арендодателем выступает организация, то доходы от аренды и дополнительные компенсационные платежи от арендатора по коммунальному бремени должны отражаться в финансовом отчете по одному из следующих способов:
  • Доходы в виде выручки от реализации;
  • Внереализационные расходы, приходящиеся на содержание жилья.
  1. Если в договоре найма помещения указана одна сумма, включающая как услуги по предоставлению площади, так и величину компенсации по коммунальным издержкам, то у арендодателя, при уплате налога, возникает право на применение вычета (уменьшение налогооблагаемой базы на величину расходов – коммунальных платежей).

НДС по арендным отношениям с включением платы за коммунальное бремя не взимается, поскольку владелец помещения выступает лишь посредником между ресурсоснабжающей организацией и фактическим потребителем услуги (арендатором).

То есть, первый не занимается перепродажей коммунального блага, а только компенсирует собственные издержки, возникающие на фоне триады прав на недвижимый объект.

Указанные платежи не являются обогащением арендодателя, поэтому и не признаются выручкой.

Исключение составляют те случаи, когда недобросовестный арендодатель использует компенсационные суммы по коммуналке для удовлетворения собственных потребностей, то есть занижает/скрывает истинный размер налогооблагаемой базы (не включение суммы в состав внереализационной сметы – если арендодатель ЮЛ). Тогда возникает правомочие на проведение проверки уполномоченным фискальным органом или обращение к компании-аудитору.

Заключение

Коммунальное бремя – обязанность, возлагаемая на каждого собственника недвижимого объекта, который подключен к центральным ресурсам. Законодательный регламент устанавливает обязанность по своевременному внесению платежей в пользу поставщика ресурсов, дабы избежать применения мер ответственности в виде пеней, штрафов, ограничений на подачу коммунального блага.

Поскольку при вступлении в арендные отношения фактическим пользователем коммунальных услуг является наниматель помещения, Гражданский Кодекс РФ вполне справедливо констатирует о возможности перехода такой обязанности на плечи арендатора.

В этом ключе важно соблюдение нескольких условий: достижение согласия о предоставлении «коммунальной» компенсации; отражение условий на бумаге (либо в тексте самого договора аренды, либо в виде обособленного документа-приложения).

Юрист готов ответить на ваши вопросы.

Источник: https://lgotarf.ru/lgoty/article/vozmeshhenie-rasxodov-po-kommunalnym-uslugam

Коммунальные льготы. Кому положена субсидия по оплате услуг ЖКХ и как её получить

Возмещение коммунальных платежей

Отмена банковских комиссий за оплату коммунальных услуг может распространиться только на пенсионеров и получателей субсидий на ЖКУ. Соответствующий законопроект подготовили в Госдуме.

Кроме того, ещё в начале апреля правительство распорядилось на полгода продлить предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг людям, у которых срок льготы истекает с 1 апреля по 1 октября 2020 года.

Вводятся и региональные льготы. Так, жители Тульской области получат компенсацию оплаты услуг ЖКХ. Об этом заявил губернатор региона Алексей Дюмин 14 мая. Получить льготу можно будет уже с 1 июня.

Таким образом власти региона надеются снизить число должников. Доля их действительно растёт.

Как доложил министр ЖКХ Олег Дючков, за период на конец марта — начало апреля уровень оплаты коммунальных услуг снизился на 11–15%.

Назначение субсидии на оплату услуг ЖКХ определяют два нормативных акта: ст. 159 ЖК РФ и Постановление Правительства № 761 от 14.12.2005 г. Есть и региональные законодательные акты.

Право на субсидию имеют все граждане РФ. Также в ряде регионов (например, в Москве) такую льготу предоставляют жителям Белоруссии и Киргизии, постоянно зарегистрированным в городе, говорит старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.

Согласно общим правилам, претендовать на субсидию могут граждане, у которых расходы на коммунальные услуги превышают 22% от дохода. Региональное законодательство может уменьшать или увеличивать эту цифру (например, в Москве это 10%, в Санкт-Петербурге — 14%)

Полина Гусятникова, старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners

Получить субсидию могут собственники жилого помещения, наниматели жилого помещения (в том числе по договору социального найма), а также члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Правда, если речь идёт о съёмном жилье, то учитывается только официально зарегистрированная аренда. Если квартира снимается нелегально, то жилец не имеет права претендовать на субсидию.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Аванесов отметил, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное. Помимо всего прочего, важным условием получения субсидии также является отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг или при наличии соглашения о погашении образовавшейся задолженности.

Определить, положена ли вам субсидия, можно, если посчитать средний совокупный доход всех членов семьи за полгода и сопоставить их с тратами на ЖКХ. Если плата за коммуналку составит больше 22% от совокупного дохода, то можно подавать заявление на выплаты. Полина Гусятникова отметила, что в разных регионах цифры различаются.

Размер субсидии на ЖКХ в каждом регионе свой, он рассчитывается по специальной формуле в зависимости от дохода гражданина и региональных ставок. Субсидия назначается на шесть месяцев, после чего нужно снова подавать документы для продления выплаты, если материальное положение к этому моменту не изменилось, — подчеркнула Полина Гусятникова.

Юрист Юрий Аванесов пояснил, что решение о предоставлении субсидий принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (например, в г. Москве — ГКУ г. Москвы “Городской центр жилищных субсидий”).

Для получения субсидии на оплату услуг ЖКХ необходимо подготовить пакет документов для всей семьи.

Как рассказал Лайфу генеральный директор ПАО “Городские инновационные технологии” Сергей Минко, для взрослых жильцов потребуется СНИЛС заявителя, паспорт (документ для каждого, кто зарегистрирован в квартире), для детей — свидетельства о рождении.

Необходимы также документы о браке или его расторжении (если имеются), справки о владельце недвижимости, который её приобрёл или получил в наследство (либо договор социального найма).

Для оформления обязательна справка о составе семьи (и тех, кто в неё не входит, но проживает на территории), оформление выписки из домовой книги и финансово-лицевой счёт. Это подтвердит, что владельцы жилья не накопили долгов, а также важно взять квитанции за ЖКУ за полгода

Сергей Минко, генеральный директор ПАО “Городские инновационные технологии”

Для расчёта суммы выплаты (и определения, положена ли она семье) специалистам потребуются справки о доходах всех членов семьи за полгода: для работающих — о зарплате или пособии по безработице, студентов — стипендии, пенсионеров — пенсии. Тем, кто не работает, необходимо сделать копию трудовой книжки и принести оригинал, отметил Сергей Минко.

Стоит отметить, что право на выплату имеют ветераны труда, ветераны ВОВ и инвалиды. Для этих категорий выплаты перечислят по реквизитам банковского счёта, которые также нужно принести с документами.

Полина Гусятникова напомнила, что подать заявление на выплату субсидии можно в территориальном отделении соцзащиты, в МФЦ или на портале госуслуг.

Источник: https://life.ru/p/1325681

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.